С 24 ноября 2015 г. прошло достаточно времени с начала производства Lada Vesta. Значительная часть эксплуатируемых «Лада Веста» уже прошла ТО-1, рекомендуемое производителем через каждые 15 тыс. км пробега. Многие владельцы этих машин получили личный опыт обслуживания своих автомобилей и готовы поделиться им с теми, кому это ещё только предстоит.
Важность надёжности тормозной системы автомобиля и эффективности её работы никто оспаривать не будет, при этом состояние тормозных колодок – один из основных критериев определения исправности тормозов, в том числе и «Лада Веста». Рассмотрим, как заменить наиболее ответственные в системе торможения передние тормозные колодки этого автомобиля, чтобы быть уверенным в её безотказности и, как следствие, своей безопасности. Для наглядности начнём со схематического обзора переднего механизма торможения в сборе, почти копирующего реальный узел при виде спереди.
Завод-изготовитель рекомендует после каждых 15 тыс. км проверять состояние колодок передних тормозов по следующим параметрам:
- толщина фрикционной накладки должна быть более 1,5 мм (суммарная толщина колодки – более 6 мм);
- поверхность фрикционных накладок не должна иметь щербин, царапин и признаков замасливания;
- фрикционные накладки не должны иметь признаков отслоения от основания колодок;
- износ всех тормозных колодок должен быть приблизительно одинаковым по величине и равномерным по всей рабочей площади накладок.
Несоответствие одному из перечисленных требований, а также замена-ремонт опорных дисков, обязывают к замене передних тормозных колодок.
Не следует пренебрегать возможностью лишний раз проверить состояние колодок вовремя, например, замены шины или профилактического осмотра машины на автоподъёмнике, так как их износ в значительной степени зависит от индивидуального стиля езды.
Конструктивно суппорт устроен так, что его поршень давит на основу колодки неравномерно по всей её площади, износ накладок из-за этого часто имеет форму клина, меньшая грань которого (максимальный износ) не просматривается. Поэтому, чтобы иметь объективную картину состояния фрикционных накладок, колодки для осмотра необходимо из суппорта вынуть.
Извлечение старых колодок
Рассмотрим ситуацию без использования автоподъёмника – тем, у кого он есть, процедура замены известна.
Ставим машину на ровной площадке с твёрдым покрытием, фиксируем ручным тормозом. Проверяем уровень тормозной жидкости в бачке и, если он на отметке max, резиновой грушей откачиваем до риски min.
Под задние колёса устанавливаем упоры в направлении «назад», баллонным ключом ослабляем крепёжные болты передних колёс и с помощью домкрата приподнимаем одну из полуосей передней части автомобиля. После того, как колесо повисло, устанавливаем страховочный упор под порог кузова на случай срыва домкрата (за неимением можно подложить под порог запасное колесо), выкручиваем до конца колёсные болты и снимаем колесо.
Поворачиваем руль так, чтобы нужный тормозной диск оказался вывернутым из-под крыла наружу. Для наглядности описания процедуры приведём спецификацию деталей тормозного механизма переднего колеса в разобранном состоянии.
Мощной слесарной отвёрткой с плоским жалом максимально утапливаем поршень в цилиндр, вставив жало в щель между поршнем и внутренней колодкой, при этом следует контролировать поступление тормозной жидкости в бачок во избежание её перелива.
На данном этапе необходима осторожность, чтобы не повредить пыльник тормозного цилиндра.
Затем накидным ключом «на 13» отворачиваем болт, крепящий скобу к нижнему направляющему пальцу, удерживая при этом сам палец рожковым ключом «на 15».
После отдачи болта откидываем скобу, не отсоединяя от неё тормозного шланга, по оси верхнего пальца вверх, после чего вынимаем старые тормозные колодки из гнёзд-направляющих и вынимаем их пружинные скобы.
Подготовка к установке новых колодок
Оценив степень и форму износа фрикционных накладок вынутых колодок, диагностируют работу тормозных цилиндров (при необходимости – расхаживают их или ремонтируют), и подготавливают суппорт к установке новых колодок.
Пружинные скобы и гнёзда-направляющие металлической щёткой очищают от ржавчины и грязи. Защитные чехлы (пыльники) направляющих пальцев проверяются на наличие повреждений, потерю эластичности и, при необходимости, заменяют:
- нижний палец вынимается из направляющего отверстия и слегка смазывается графитной смазкой, изношенный чехол заменяется, в отверстие также закладывается немного смазки, после чего палец вставляется на место;
- чехол верхнего пальца меняется идентично — после отворачивания болта верхнего крепления скобы, которая снимается с посадочного места и без отсоединения тормозного шланга временно подвешивается на проволоке.
Смазки «Литол», «Солидол» и другие нетермостойкие смазочные составы использовать при замене пыльников направляющих пальцев категорически запрещено, так как они разжижаются при нагреве и вызовут замасливание фрикционных накладок, что чревато резкой потерей эффективности работы тормозной системы.
Установка новых колодок
Новые тормозные колодки осматриваются на отсутствие дефектов изготовления и устанавливаются в посадочные гнёзда-направляющие.
При установке в отсутствие опыта нужно обратить внимание на то, чтобы колодки были установлены к диску стороной с фрикционной накладкой, а не стальным основанием.
Затем тормозной узел в обратной последовательности собирается, и приступают к замене колодок с другой стороны, которая выполняется идентично.
По окончании работ необходимо несколько раз нажать на педаль тормоза до появления в ней устойчивого сопротивления, что говорит о занятии поршнями рабочих положений, затем проверить уровень тормозной жидкости в бачке и при необходимости долить её до отметки max.
Тестовый период после замены тормозных колодок
Рабочая поверхность бывших в употреблении тормозных дисков имеет оригинальный, отличающийся от гладкой поверхности новых фрикционных накладок профиль, поэтому эффективность торможения после замены колодок до притирки этих деталей будет ниже. В целях безопасности первые 100 км пробега после замены тормозных колодок необходимо учитывать возможность увеличения тормозного пути, более высокой температуры дисков и даже запаха гари в районе передних колёс.
Заключение
Замена передних тормозных колодок на «Lada Vesta» – операция не сложная, но очень ответственная. Поэтому, даже внимательно ознакомившись с технологией, самостоятельно выполнять её впервые рекомендуется под контролем опытного автовладельца.